ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 24
Эндуро-рейд на Юг Харьковской области

Сегодня 16 декабря и за окном -16ºС. Приготовив коктейль и уютно устроившись среди кучи одеял и подушек, я пересматриваю фотки с поездок прошедшего сезона. Он, сезон, выдался очень насыщенным и что описать - есть. Хочется начать с самых ярких приключений, описать два "Бурлук рейда", на которых мне наконец-то удалось побывать, или мой соло-поход в Черниговские земли, но буду последовательным и начну с начала.

Первым приключением сезона для меня стал двухдневный офф-роуд прохват под рабочим названием "Изюмская черта".

ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 26

К рейду я готовился особенно тщательно - приобрел гермомешок (который многократно спасал жизненно важные вещи в этом и последующих походах), изготовили с братом багажную систему для надежного закрепления мотосумок, провел ТО. Также, наученный опытом прошлогодней поездки в Грунівську Січ, я подготовил навигатор с загруженным маршрутом.

И вот, наконец, наступила суббота 9-го апреля! С упакованными кофрами и гермомешком я рано утром выдвинулся к точке старта. Маршрут начинался на Мерефянском шоссе, не доезжая Бабаев, у моста через Уды. В точке старта находились: рюкзак Славы и ещё два мотоциклиста. Поздоровались, познакомились. На мой вопрос о рюкзаке Олег и Саша ответили, что Слава умчал встречать иногородних членов нашей сегодняшней команды. Разговорились, обсудили мотоциклы, похвастались прошлыми поездками. Тем временем прибыл Саня Ozz и вернулся Слава с гостями из Славянска - двумя парнями и девушкой на двух мотах. Денис опаздывал из-за прокола шины и, чтобы не заставлять себя ждать, и не задерживать старт решил догнать нас асфальтом. Тронулись.

Честно скажу, если бы я знал, что нас ждет впереди - вернулся бы домой! Нырнув сразу под мост, мимо закрытого шлагбаума, по пешеходной дорожке мы выехали к берегу реки. Ни отдыхающих, ни случайных прохожих, учитывая время года, не было, поэтому только изредка встречающиеся рыбаки имели счастье видеть происходящее. А происходило вот что. Асфальтированная пешеходная дорожка превратилась в простую грунтовую тропинку, которая сужалась всё больше. Вырвавшиеся на волю эндурики, радостно рыча выхлопом, с энтузиазмом ворвались в весенний лесочек. Задорно побуксовывая на влажном грунте, петляя и радуясь весне, мы неслись в приключения. И вот, нет чтобы разведать брод, а даже не притормаживая, Слава влетает в ручей-притоку Уд. (а так как на календаре начало апреля - все эти ручьи достаточно полноводны). Благодаря его некрутым берегам, Слава легко выпрыгнул на противоположной стороне и мы, не успев испугаться, следуем за ним. Разбрызгивая грязь и воду, давая пищу для размышлений рыбакам, мы прем дальше. А дальше уже и рыбаки не встречаются, а лужи становятся больше, превращаясь местами в залитые водой поля. Я, осмелев, пытаюсь ехать быстрее и сразу же шлепаюсь в воду. Было неглубоко и я, даже не утопив навигатор и особо не промочив одежду, поднимаюсь и еду дальше. Гости из Славянска недоумевают: "Пацаны, шо вы делаете??? Мы по асфальту едем и то лужи объезжаем, а вы спецом в грязь???" Один из них все время повторял: " Не, ну такого еще не было!!!"

ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 5

ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 3  ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 01

Так уж вышло, что самый мокрый участок пути выпал на начало. Ну, то есть, грязь, местами, еще была впереди, но уже не в таких количествах. Впереди лежал Ващенковский лес и, преодолев ещё один примечательный брод, мы радостно ступили на сухую землю. Этот последний брод стал примечательным, в большей степени, для Славы, который, по обыкновению, ринулся без разведки в воду. Что-то залил - мот заглох и уже на берегу, вылив из сапог по канистре воды, принялся "кикать". Эти упражнения дали нам возможность перевести дух и поздравить друг друга с тем, что мы таки вылезли.

В лесу тоже было нелегко. Маршрут пролегал по заброшенной дороге, обильно заваленной сухостоем. Натаскавшись вволю груженных мотов через поваленные деревья, мы выбрались в село Хорошево. Проезжая дальше проселками и кустами через Аксютовку, Тимченки, Соколово, мы могли подышать свежим весенним воздухом и порадовать глаза кое-где появляющейся зеленью. Еще мы имели возможность насладиться обильными сухими песками вдоль строящегося газопровода. Нападались там от души)). Я там так увлекся, что даже кувыркнулся через руль. Из положительного могу отметить, что падения на песке позволяют выработать привычку группироваться до того, как испугаешься падений. Очень много времени потеряли в этих песках. Добравшись до Тарановки, мы сделали привал на ж/д станции «Шурино». Здесь мы должны были встретиться с Деном.

ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 11

Дальше наш путь лежал полевыми дорогами в сторону села Парасковия, где находится первый форт Украинской Укрепленной Линии (первый в рамках нашего похода). К несчастью, нашим иногородним спутникам так и не удалось побывать на оборонительных валах - один из них, (Вадик, если мне не изменяет память), упав в повороте сухой, пыльной грунтовки, сломал ногу. Это происшествие всех выбило из строя. Заставило задуматься о безопасности, необходимости правильной экипировки, внимательности. Ждать помощи было неоткуда, и мы стали неспешно выбираться в цивилизацию. Конечно, мы еще не знали, что травма настолько серьезна, поэтому никто и не возразил против идеи самостоятельного управления Вадиком мотоцикла. Выбравшись в ближайшее селение, мы, расспросив местных, выяснили где находимся и как отсюда проще выехать. Распрощавшись со славянскими мы вернулись на маршрут.

ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 28

ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 12  ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 1

Форт особо не впечатлил. Земляные валы, формирующие правильную геометрическую фигуру посреди распаханных полей. Может быть когда-то это укрепление с гарнизоном и валами было серьезным препятствием для степных кочевников. Сейчас же проникнуться не удалось. И это не смотря на то, что Парасковьевский форт один из самых сохранившихся. Вся оборонительная линия состояла из целого ряда разных сооружений: фортов, крепостей, реданов, искусственных валов и природных преград. Часть из них распаханы во времена тотальной сельскохозяйственной истерии, царившей в ранние годы СССР, по части валов построили дороги. Некоторые из них, Алексеевская крепость, например, сейчас содержатся как место для массовых мероприятий, другие же - заброшены. Во внутреннем пространстве Ефремовской крепости мы обнаружили вообще вопиющие вещи - из земли, прямо в центре площади торчат огромные трубы газодобытчиков!

ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 2  ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 19

ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 20  ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 21

ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 22  ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 23

Словом, прочувствовать былое значение Оборонительной линии мне не удалось. Тому есть несколько причин: их сегодняшнее состояние - запущенность; наше коллективное состояние - усталость, и концентрация на преодолении бездорожья; моё личное состояние - высокий ритм хода и присутствие большого количества людей мешают сознанию попасть в то зыбкое состояние, когда с легкостью можно себе представить суровые лица дозорных за частоколом, услышать звуки крепости, увидеть ветерок в трепетании флагов, ощутить запах готовящегося на большом костре кулеша...

Мы продолжали движение на Юг. Характер местности заметно изменился - леса остались позади, стали все больше попадаться обширные плоские поля, изредка рассеченные балками - началась степная полоса. Также изменился и характер почвы под колесами. За несколько недель до события, на форуме ХарьковТуриста, в теме о готовящейся поездке многие опытные эндуристы пугали тем, что в полях будет аттракцион " намотай грязи на колесо". И тому были причины - обилие осадков, ну и время года, естественно. Но, по факту, преодолев заливные луга Уд, пробившись сквозь лес, победив пески, мы попали в совершенно сухие поля. Местами, на границах полей и оврагов, сквозь поднявшуюся траву, обильно пылили черным пеплом недавно сожженные прошлогодние травы, на вспаханных осенью полях встречались огромные засохшие отвалы земли...

ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 10  ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 27

Мы потеряли очень много времени: запоздавший старт, пески, неприятности с падением, поэтому синхронно со снижающимся солнцем, решили сойти с трека и продолжить движение асфальтовыми дорогами. Нашей конечной точкой был премилый полуостров, расположившийся в изгибе Северского Донца, недалеко от села Петровское. Закупившись пивом и едой, мы отправились на заветную полянку. Там нас уже ждала группа товарищей, которые, в силу разных причин, добирались к конечной точке альтернативными путями.

ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 6  ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 7

ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 9  ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 8

Дико уставшие, голодные мы были тепло встречены друзьями. Хотя, если быть точным, троих из четверых присутствующих я видел впервые)))). Но мототуристы противоречия в моих словах не найдут - объединенные общей идеей и целью всегда взаимодействуют друг с другом на дружеской ноте.

Вообще, в ту поездку мне посчастливилось познакомиться со многими интереснейшими людьми. Это и Олег, преодолевший сотни тысяч километров разных дорог, впоследствии плотно влившийся в нашу компанию, и Дима Лимон, легендарный путешественник, объехавший много стран, обладающий удивительным талантом видеть и рассказать об увиденном. Конечно не обошлось и без Сергея Жукова, нашего вдохновителя и гуру))! Содержательные и неспешные вечерние разговоры за столом на берегу Донца в начале апреля. После тяжелого двухсот километрового прохвата бездорожьем - это непередаваемо!!!

Потом была ночевка. Это была самая ранняя ночевка в моей туристической жизни! Это обстоятельство меня всерьез тревожило. В тот раз я испытал новую палатку и свое виденье настолько ранних ночевок. Все обошлось, с погодой повезло, и негативным опытом разжиться не удалось. Утром все радостно здоровались как много лет знакомые люди, желали друг другу доброго утра и улыбались, отчасти оттого, что у многих были грязные лица)) Кто ездил в кроссовом шлеме - тот поймет!)))

ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 16  ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 17

ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 18  ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 13

Чай-кофе, завтрак, сборы лагеря. Шутки, одевание, прогрев. Часть из нас валит в Ха, часть отправляется прохватить по пескам Изюмского леса и уж затем вернуться домой, переполненным впечатлениями и планами на только начинающийся сезон!

ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 25

ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 14  ukrainskaya ukreplennaya liniya motoprobeg 15

Всем участникам огромное спасибо! Отдельное спасибо Славе, организатору чудной покатушки!